Янго-Аскер: одно из интересных
сел Астраханского края.
Астраханский край славиться
своей многонациональностью. Национальный
колорит его жителей бросается в глаза уже
при въезде в город. Но еще больше
традиционного уклада хранят села нашей
области, которые островками раскинулись по
берегам Волги и ее притоков. Каждое село
имеет свою историю, иногда уходящую в глубь
веков. У каждого из них есть свой
неповторимый говор и свои местные традиции.
Одним из таких интересных сел
является Янго-Аскер. Его основали татары-мишари
в середине XIX века. Как гласит архивный
документ «При Александре-II землю отдали
татарам с Верхней Волги, первые переселенцы
были солдаты». Отсюда и название села Янго-Аскер,
т.е. «Новый Воин». По местному преданию
отслужившие солдаты сначала поселились в
местности под названием «Бир Тюле», но там
им не понравилось, постоянно звонил колокол.
Тогда они перешли на новое место и основали
Янго-Аскер. На начало XX века в
селе жило примерно 241 человек. Дома были в
основном деревянные, была одна мечеть. Во
время половодья село затапливалось с трех
сторон от ерика «Бугульчан». Основным
занятием жителей было бахчеводство и
садоводство, а также плетение из чакана.
Держали скот: коров, лошадей и даже
верблюдов. Продукты сбывали на форпост –
станция Атаманская, а также в город. Иногда
приезжали скупщики из калмыцкой степи. Рядом
с Янго-Аскером, тогда еще находилось село,
которое сейчас уже исчезло – Иш-Тюбе (так
как располагалось на трех буграх). По
архивным данным оно было основано в 1878 году.
В нем жили ногайцы-утары. Как помнят
старожилы, внешней отличительной
особенностью утарского села было то, что
его жители зимой жили в глиняных мазанках, а
на лето перебирались жить в калмыцкие юрты.
Основное занятие утар было скотоводство, но
кроме этого на буграх разбивали и бахчи, а в
зимнее время занимались извозным промыслом
– возили камыш на ближайший кирпичный
завод и на форпост.
Сегодняшние утары из села Янго-Аскер
помнят свои родовые деления,что характерно для бывших
кочевников, это: биш огул, джембойлык,
кыргыз и сарт, а некоторые даже тамги.
Сейчас говорят, что у татар и утар язык
одинаков, что утар осталось примерно 10
домов в селе.
Описывая Янго-Аскер надо сказать,
что здесь сохранились многие национальные
традиции и обычаи. Так в селе есть очень
интересный обряд вызывания дождя – «телэк-телэргэ».
Когда дует суховей, стоит жара или долго нет
дождя, то жители села собирают деньги, кто,
сколько может, и покупают жертвенное
животное, обычно козу или барана, а потом
приносят его в жертву. Перед едой совершают
коллективное моление. Старики верят, что
этим самым можно вызвать дождь.
А за селом, на кладбище, есть
святое мусульманское место – «аулья»
Нурмухаммед Ахун-ходжа Иряк (Урдяк) - адже.
Похороненный здесь однажды приснился
одному человеку, после этого сделали домик.
Возле «аулья» есть озеро, которое по форме
почти круглое, в диаметре около 10 метров.
Вода в нем красная и соленая. Считается, что
она имеет целебные свойства. От «аулья» к
нему ведет дорога и деревянная доска, чтобы
удобней было доставать воду. Используют ее
и для омовения, озеро так и называется – «тахярят-куль».
По рассказанному преданию, это озеро след
от летевшего «тулпара» – крылатого
эпического коня.
При «аулья» совершается
коллективное моление. По праздникам,
особенно на уразу и курбан-байрам рядом
приносят в жертву животных. Внутри домика,
который сейчас перестроен, много веревок с
платками. Когда кто-то хочет улучшить
положение или поблагодарить за удачу, он
должен завернуть деньги в бумагу, затем в
платок и повесить внутри «аулья». Потом
смотритель соберет эти деньги и отдаст их
нуждающимся людям или отнесет в мечеть. Еще
можно приезжим из далека, пустить в озеро
утку, потом опять придет смотритель,
совершит над ней моление и принесет в
жертву. Мясо раздаст детям или сильно
нуждающимся.
Об этом святом месте в своих «Воспоминаниях»
рассказывает первый руководитель в 1931 году
татаро-ногайского района Ибрагим Махмудов.
Как он писал: «каждый из нас бросал в
установленный у могилы сундучок деньги как
«саадака» и тут же выйдя из саманной хижины,
все поднялись к «святому» пруду. Каждый
помыл лицо, глотнул этой воды, достал из
карманов порожние бутылки, набрали туда «святой
целебной» воды…и горсть, завернутую в
клочок бумаги, песка с самой поверхностной
части «святого-хадже»».
Как видно история сел
Астраханского края имеет богатые страницы,
которые мы должны знать. Когда автор данной
статьи был в селе Янго-Аскер в 1998 и 1999 годах
в составе молодежных этнографических
поездок, нам неоценимую помощь в сборе
информации оказали местные жители – Нафися
Алиева, Назымбек Умеров, Рашяд Футхулаев,
Акмурза Явинов. Пользуясь возможностью,
хочу поблагодарить их за это.
Э.Ш.Идрисов аспирант,
преподаватель истории АФ ВАГС
|