30.
Об участках Джамба, Ницан, Сазаний.
Сразу за владениями колхоза Большевик на запад начинались калмыцкие
села. В 1944 году калмыков депортировали в
Сибирь и их села опустели.
Тогда их пастбища, хозяйственные постройки
отдали колхозам. Нам
отвели села Кисин, Джамбу, Ницан.
Колхозный скот перегнали на их
пустующие фермы. Назначенные пастухи,
заведующие фермами, доярки
переселились туда вместе с семьями. Они
могли выбирать для
жительства дома на выбор. В них
сохранялась еще некоторая
обстановка. В Ницан переселились семьи
Халитова Галляма, жена
которого Фаиза заведовала фермой. Жила там
и семья Вальшина
Гумара, Хамзяева Зинната. По словам его
сына Хамзяева Вахита, в домах
оставались кровати, зеркала и другая
мебель. Мальчишки доламывали
их, мастерили игрушечные пистолеты,
автоматы, кусками зеркал
пускали солнечных зайчиков. На Джамбе жила
семья Яваева Бикбу-
лата. Здесь держали колхозных овец.
Рахматуллаев Абдулла был бри-
гадиром. Работали здесь Мухамадалиев
Гумар, Измаилов Шамиль и
другие.
В 1952 году колхозу отвели участок Сазаний из государствен-
ного фонда, на границе с Астрахаснким
государственным биосферным
заповедником.
Калмыцкие села были оставлены. Крупный рогатый скот перегнали на
новое место. С семьями туда переехали Базаралиев
Ногман и Яваев
Бикбулат. Сначала принялись сооружать
хошары для скота. По кругу
диаметром около 30 метров зарывали стойки,
к ним крепили жерди из
тала и снаружи прислоняли снопы камыша,
которые прижимали такими
же жердями. В этой затишке и зимовал скот.
Навоз не вывозили. Просто
соружали рядом другие хошары.
Эти сведения привожу со слов Мажитова Якуба. -
На следующее лето поехали на сенокос.
Крупный рогатый скот
уже перевели в Сазаний. Через рукав
Бахтемир их заставили
переплыть. Содержали на новом месте и
маточное поголовье лошадей.
Поставляли в село стельных телок и
лошадей. Сено косили двумя
конными косилками. Сгребали конными
граблями. Мы с Яваевой
Менирой таскали в числе других маленьние
копны в кучи. Для этого
под копну просовывали две палки и, как на
носилках, перетаски-
вали их в общие кучи. А оттуда их на
конной тяге возили к месту
скирдовки. Для этого к широкой толстой
доске длиной до двух
метров посредине врезали ручку. Одной
рукой управляют
лошадью, другой направляют за ручку
доской, которая волочит
несколько копен. Сено тут же скирдуют.
Когда в 1958 году я вернулся из армии, то сено частично уже
возили в село на машинах. Первыми шоферами
были Нигмат Шамгу-
нов, Габбас Давледьяров, Курбанали
Сиражетдинов, Хамзяев Вахит.
Позже уже ежедневно привозили сено на
тринадцати машинах. Поя-
вились пресс-подборщики. Тюковое сено
стали возить и тракторами.
Каждый год колхоз посылал механизаторов на
несколько месяцев
на сенокос, а зимой на прессовку сена со
скирдов. Зимой же
перевозили и сено.
Надо добавить, что и на территории села до сооружения рисовых
чеков были хорошие сенокосы. Тогда
некоторые участки затаплива-
лись, а обвалованные не успели засолиться.
На месте Садовой
улицы и за ним начинался прекрасный сенокос.
В по участкам ездил
объездчик. За потраву сенокоса наказывали
очень стрго. Сельчане
косили себе сено в неудобьях по деревьями,
боясь даже прибли-
жаться к колхозным участкам. Сено летом
перевозить домой запре-
щалось. Только осенью с окончанием сенокоса
колхозники принима-
лись возить его кто на чем. А колхозное
возили зимой.
До сих пор в поле встречаются концентрические валики. До
образования колхоза стога окапывали
траншеей, чтобы не травил
скот. Их у нас называют ур. Ура
по-татарски означает окружай. В
данном случае окружить сено траншеей. То
же означает боевой
клич тюрок кочевников "Ура!" в
значении призыва к атаке и
окружению противника.