Значительную роль в
распространении ислама на Нижней Волге сыграл суфизм (араб. ат-тасаввуф) -
мистическое течение в исламе. Именно с суфизмом во многом было связано
формирование в Астраханском крае культа мусульманских святых (среди которых было
немало суфиев) и их могил, которые носят здесь название аулья (или авлия, эвлия;
от араб. аулийа (ед.ч. вали) – «святые», «находящиеся под покровительством
(Аллаха)», «близкие, друзья (Аллаха)»). Известно, что многие из суфиев,
способствовавших распространению ислама в Астраханском крае, при жизни или после
смерти почитались в качестве святых, а места их захоронений становились
объектами культа.
Одним из известных святых мест – аулья Астраханской области является захоронение
Кыдыр/Хызыр-ата, могила которого находится у с. Яксатово в Приволжском районе,
на бугре Акбараклы-тюбе. Этот святой считается покровителем путешественников.
Согласно легендам, он обошёл весь мир, мог одновременно находиться в нескольких
местах, излечивать людей взглядом и прикосновением. Перед смертью Кыдыр-ата
завещал похоронить себя следующим образом: тело положить на арбу, запряжённую
лошадью, после чего пустить лошадь свободным шагом на все четыре стороны и там,
где она остановиться, совершить погребение. Так и было сделано.
Образ святого обнаруживает черты явного сходства с известным среди мусульман
легендарным мусульманским святым (или пророком) ал-Хадиром (варианты имени:
ал-Хидр, Хызр, Хызыр, Кыдыр и др.; от араб. хидр – «зеленый»). В арабском,
иранском, тюркском фольклоре он фигурирует как один из первых людей, человек,
кому была дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру в Аллаха. Он
обрёл бессмертие после того, как выпил «воду жизни». Ал-Хадир живёт якобы на
островах, летает по воздуху, всё время путешествует. Он является покровителем
путешественников. Его можно специальными молитвами призвать на помощь: он
потушит пожар, спасёт тонущих, оградит то кражи, происков джиннов, укусов змей.
Цвет ал-Хадира – зелёный, он олицетворяет жизнь растений, символизирует собой
вечность и постоянное обновление природы. Его появление даже в мёртвой пустыне
может всё оживить, и она покроется зелёной растительностью.
Часто его совмещают с мусульманским пророком Илйасом (библ. Илия). В тафсирах
(толкованиях к тексту Корана) и суфийских сочинениях ал-Хадира отождествляют с
«рабом Аллаха», сопровождавшем пророка Мусу (библ. Моисей) и его спутника
(Коран, 18: 60/59-82/81). Кроме того, в суфийской традиции бессмертный Хызр
известен как светоч святости, величайший из мистических наставников-муршидов,
один из самых почитаемых и могущественных вали, прообраз и прототип всех святых.
Могилы ал-Хадира и иные места поклонения ему существуют во многих регионах
ислама (в Египте, Ираке, Индии, Средней Азии и др.).
А. В. Сызранов,
Кандидат исторических наук, доцент АГУ
На самой высокой точке Яксатова стоит одинокая могила святого, в которой
похоронен Кыдыр-Кызы баба (так называют его яксатовцы). От бед и потрясений
хранит он это село. Почему же именно здесь его похоронили? По преданию,
умирающий велел похоронить там, где остановится лошадь с его телом. Так и
поступили. Конь остановился на продуваемом семи ветрами высоком бугре, там,
откуда далеко видно всё, что вокруг села. Через века прошло предание о святом, и
через века пришла к нам его мудрое, милосердное сердце.
21 век – век рациональный, век техники, и чудесам, вроде бы, здесь нет места.
Неправда! Без праведников не стоит земля. Именно в век техники и прогресса душа
человеческая тянется к вере, которую он пронесет через все испытания. Вот и
решили сельчане отремонтировать маленький домик, что закрывает могилу Кыдыр-Кызы
баба от ветра и дождя.
“План реконструкции аулия зрел в душах людей давно, поэтому на Ураза-байрам
после праздничной молитвы это предложение было встречено с большим энтузиазмом.
Избрали совет, собрали всем миром деньги. Дамир Кудряков стал первой ласточкой:
выделил деньги, строительные материалы, - рассказал глава администрации Яксатова
Фарид Абдрахманович Кадыров. – Его поддержали Ринат Уталиев, Гапиз Магомедов и
многие другие. Хочется поблагодарить наших каменщиков. Которые работали
бесплатно”.
“Было обидно, что наше аулия находилось в забвении, а жители совершали малый
хадж в Арале, где проживал святой Сеид баба. Но простые люди тоже могут
совершить чудо! И вот уже через 48 дней после сходки, мы стоим у
реставрираванной могилы святого. Нам очень приятно, что сейчас с нами стоят не
только жители Яксатова, но и горожане, жители из Осыпного Бугра, Килинчей.
Карагалей, поселка Атал и других мест ”, - добавил Рашид Анварович Мухтаров, дед
которого был последним смотрителем аулия. Собрались старики, и не только: много
молодежи, даже школьников. Поэтому интересно было услышать их мнение.
Диляра Мавлюдова, ученица 8 класса Яксатовской школы: “В нашей школе висело
объявление, и мы, девочки и мальчики, пришли сюда, чтобы посмотреть. Мне хочется
побольше узнать о Кадыр баба, а после того, что увидела здесь, услышала молитвы,
радуюсь, что у нас есть такое особое, святое место”.
Фарид Абдрахманович Кадыров добавил: “Мы уделяем внимание не только
мусульманским святым местам, но и христианским. Скоро у нас в микрорайоне Южном
откроется филиал христианской церкви”.
Кроме экономических проблем, у человека должна быть отдушина для души. Для той,
бессмерной, что верит и ждет добра. И творит его, как творили святые.
|